Определение уровня самооценки с помощью теста

Многие люди задаются вопросом, что такое уровень самооценки и как его определить. Рассмотрим понятие самооценки, распространенные методики исследования самовосприятия человека с помощью тестов на самооценку и советы, как поднять ее уровень.

Тест на самооценку

Самооценка личности — это оценивание человеком своих качеств и поступков на основе таких факторов, как личные достижения, положение в социуме, материальное благополучие, внешний вид и т. д. В психологии рассматривают 3 уровня самооценки:

  1. Заниженная. Часто является катализатором неудач. Человек не способен адекватно воспринимать собственные ошибки и делать соответствующие выводы, т. е. не способен учиться. Вследствие этого с течением времени у индивида формируется ряд невротических расстройств, например нерешительность, идеализм, пессимизм, враждебность и т. п. Эти люди зависимы от мнения окружающих, поэтому их главной целью является стремление к соответствию требованиям общества.
  2. Адекватная. Главное качество людей с адекватной самооценкой — умение правильно оценивать свои возможности и ставить перед собой достижимые цели. Такие люди редко разочаровываются в себе, потому что свои неудачи они воспринимают как приобретение ценного опыта, который впоследствии поможет им при решении поставленных задач.
  3. Завышенная. Такая самооценка говорит о том, что человек ставит в приоритет собственные интересы. Достоинство завышенной самооценки в том, что личность не боится риска и ставит перед собой цели, к достижению которых будет упорно стремиться. Недостаток завышенной самооценки в том, что человек может переоценить свои возможности, его ожидания не будут соответствовать реальности, из-за чего индивид потеряет уверенность и с большой вероятностью разочаруется в себе.

Умение оценивать себя — важная часть социальной жизни, поэтому навык определения уровня самооценки является необходимым каждому человеку. Оценка индивидом самого себя выполняет 3 базовые функции, без которых невозможно взаимодействие в обществе:

  1. Регулятивная. Помогает обдумывать и принимать решения.
  2. Развивающая. Позволяет определить свои сильные и слабые стороны, выбирать направление развития главных положительных личностных качеств.
  3. Защитная. Отвечает за постоянность самосознания личности и ее независимость от влияния извне.

Специалистами в области психологии разработано множество методик определения уровня самооценки, однако самым распространенным способом является тест по самооценке личности.

Данный метод позволяет достаточно точно охарактеризовать человека, основываясь на ответах на простые вопросы.

Тестовые вопросы на определение самооценки часто являются закрытыми, т. е. предполагают односложный ответ: да, нет, иногда. В этом случае оценка результатов происходит по принципу подсчета количества отрицательных и положительных ответов на разные вопросы. Если ответы даются в цифровом формате, то анализ результатов может осуществляться как простым подсчетом баллов, так и сложными расчетами по формулам, которые призваны дать наиболее точную оценку личности.

Исследование самооценки по методу Дембо Рубинштейн, модификация П В Яньшина с элементами клинической беседы

В 1962 г. был разработан психодиагностический метод определения самооценки Дембо Тамарой Вульфовной. Позднее (в 1970 г.) данный метод был дополнен Рубинштейн Сусанной Яковлевной.

Достоинствами методики является отсутствие образцовых типов оценок, т. к. метод ориентирован на анализ качеств каждого испытуемого в отдельности.

Однако большим недостатком является то, что осуществление данного метода невозможно без участия специалиста, т. к. предполагает обсуждение результатов (клиническую беседу).

Оценивание личностных качеств человека по методу Дембо-Рубинштейн происходит следующим образом:

  1. Экспериментатор дает испытуемому бланк, в котором начерчены 4 одинаковые шкалы в заданном порядке: шкала здоровья, шкала ума, шкала характера и шкала счастья. Ведущий исследования поясняет, что две крайние точки каждой шкалы — это крайности состояния человека (лучшее и худшее).
  2. На этих шкалах участник исследования отмечает местоположение, соответствующее его внутреннему состоянию.
  3. После этого испытуемый вправе создать собственные шкалы в количестве от 1 до 3 (например, шкала отношений с окружающими людьми или шкала материального благосостояния), где ему также нужно будет указать свое месторасположение.
  4. После этого наступает этап обсуждения: испытуемый поясняет экспериментатору, почему им была выбрана такая позиция на каждой шкале. Это позволяет сделать более глубокие выводы о самочувствии испытуемого.
  5. Завершающим этапом является анализ полученных в ходе тестирования результатов, который тоже проходит в форме беседы.

Метод получил широкое распространение и был дополнен различными специалистами, среди которых встречаются расширенные модификации, например П. В. Яньшина. Методика Яньшина предполагает наличие большего количества обязательных к заполнению шкал (добавлены шкалы удовлетворенности собой и оптимизма), более подробную схему анализа ответов и большее количество обозначений на шкалах (испытуемые отмечают не только существующие показатели, но и предполагаемые).

Также в модификации Яньшина каждый полюс обязательно должен быть представлен одним (крайним) человеком, а на каждой шкале обозначается середина. Схема анализа ответов по методу Яньшина выглядит следующим образом:

  1. Высота самооценки, которая включает в себя еще 2 крайних уровня (сильно завышенная и сильно заниженная).
  2. Эмоциональная стабильность человека.
  3. Соответствие самооценки испытуемого объективной оценке его поведения.
  4. Степень самокритичности.
  5. Самоудовлетворенность.
  6. Оптимизм.
  7. Соответствие отмеченного пациентом уровня самооценки осознаваемому.
  8. Противоречие уровней самооценки.
  9. Отношение испытуемого к ценностям.
  10. Степень психической защиты при формировании представлений человека о самом себе.
  11. Наличие проблем и их решение.

Расширенный П. В. Яньшиным вариант методики Дембо-Рубинштейн предполагает более точный анализ личностных качеств испытуемого, который включает в себя не только обсуждение существующих результатов, но и стремление к личностному идеалу. В этом случае методика Яньшина сходится с другим методом определения уровня самооценки по А. Будасси.

Методика Будасси основана на способе ранжирования качеств личности. Измерение уровня самооценки личности по Будасси происходит следующим образом:

  1. Ведущий исследования дает испытуемому бланк с таблицей, в которой перечислены 48 главных качеств личности.
  2. Испытуемый выбирает 20 качеств, наиболее точно характеризующих его идеал.
  3. Затем 20 качеств своего «идеала» испытуемый должен расположить в ряд по степени важности.
  4. Затем эти же 20 качеств испытуемый располагает в той последовательности, в которой они присущи ему лично.
  5. После этого ведущий исследования обрабатывает полученные результаты, путем выяснения наличия и силы связи между двумя отмеченными участником показателями: «Я-сейчас» и «Я-образцовое».
  6. После этого наступает этап клинической беседы испытуемого со специалистом на основе результатов исследования.

Если связь между показателями «Я-сейчас» и «Я-образцовое» выражена слабо или ее нет совсем, значит, испытуемый во время исследования либо не соблюдал инструкцию, либо его самооценка находится на крайнем уровне. Если связь между показателями устойчива и значения расходятся минимально, значит, самооценка человека находится на адекватном уровне. Исследования по методике Будасси показывают, что большинство испытуемых не могут дать адекватную оценку своему поведению, независимо от того, на чем основано их мнение о себе.

Самооценка психических состояний Айзенк

Методика измерения уровня самооценки по Айзенку является узконаправленной и ориентирована на измерение четырех главных отрицательных качеств личности:

  • тревожности;
  • фрустрации;
  • агрессивности;
  • ригидности.

Определение степени свойственности человеку каждого из этих качеств происходит посредством опроса, состоящего из 40 вопросов, где 2 балла означают «свойственно», 1 балл означает «иногда свойственно», 0 баллов означает «не свойственно».

После того как испытуемый ответит на все вопросы, происходит подсчет баллов каждой группы (по 10 вопросов на каждое из качеств). Чем больше баллов в общей сумме, тем сильнее присуще данному индивиду это качество. На основе результатов тестирования делается общий вывод о психическом состоянии самооценки личности.

Как поднять самооценку

Исследования в области психологии показывают, что людей с заниженной самооценкой намного больше, чем индивидов с завышенным мнением о себе или адекватным восприятием своих поступков. Для того чтобы поднять уровень самооценки, психологи советуют изменить мировоззрение, т. к. мнение человека о себе формирует о нем мнение окружающих. Специалисты рекомендуют воспользоваться 10 простыми способами для поднятия самооценки:

  1. Не стоит постоянно сравнивать себя с окружающими людьми и пытаться им подражать.
  2. Стоит снизить уровень и количество самокритичных замечаний.
  3. Нельзя отказываться от благодарности и похвалы.
  4. Стоит чаще хвалить и поощрять самого себя.
  5. Полезным будет регулярное общение с позитивно настроенными людьми.
  6. Следует уделять внимание занятиям спортом. Это поможет избавиться от ненужных мыслей и при этом сохранить и приумножить свое физическое здоровье.
  7. Фокусировка на своих положительных качествах поможет сформировать позитивное отношение к окружающему миру.
  8. Стоит больше времени уделять любимому делу.
  9. Ежедневный учет собственных достижений (даже небольших) приведет к мысли о том, что каждый день человек проживает с пользой.
  10. Планирование собственной жизни на основе своих желаний, а не следовании общепринятым стандартам.

Однако чтобы поднять мнение о самом себе на следующий уровень, человек должен следовать этой программе каждый день, постепенно реализуя свои планы и строя прочные отношения с окружающими людьми.

zakonadmnin

Нужна помощь в продвижении в интернете? Пишите!!! [Нажмите на этот текст или кликните на картинку ниже]

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: