Должностная инструкция водителя грузовых, транспортных автомобилей и на предприятиях

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-35-33 доб. 738 . Это быстро и бесплатно!

Должностная инструкция водителя — правовой документ организации, который разрабатывает руководитель структурного подразделения или его заместитель с целью определения ответственности, функций, обязанностей и прав работника при управлении автотранспортным средством.

Должностная инструкция водителя

Должностная инструкция, как и все локальные документы, утверждается руководителем организации. Она включает следующие разделы:

  1. Общие положения. Этот раздел отражает наименование профессии согласно утвержденному штатному расписанию организации, требования профессиональной подготовки, перечень нормативных документов, которые необходимо знать работнику, и др. (например, главным требованием в должностной инструкции у водителя скорой помощи могут быть знания по оказанию медицинской помощи).
  2. Функции. В этом разделе определяются задачи работника по данной профессии в соответствии с видами выполняемых им работ.
  3. Должностные обязанности. Это важный раздел инструкции, который отражает, чем будет заниматься работник в организации (например, у водителя грузового автомобиля должностная инструкция может содержать перечень с обязанностями не только по управлению транспортным средством, но и по проверке его технического состояния).
  4. Права. В данном разделе определяются права работника, необходимые для осуществления своих функций и обязанностей в организации.
  5. Ответственность. Этот раздел отражает формы ответственности за деятельность работника.

При составлении инструкции для водителя следует обратить внимание, что круг выполняемых обязанностей сильно влияет на ее содержание. Например, должностная инструкция водителя-курьера будет существенно отличаться от инструкции водителя первого лица компании. Необходимо также учесть, что от вида управляемого работником транспортного средства в организации напрямую будут зависеть объем и содержание всех разделов инструкции. Исходя из этого выделяются следующие ее типы:

  1. Должностная инструкция водителя автомобиля. Данный тип подразумевает управление автомобилями, отнесенными к категориям механических транспортных средств «B», «BE», «C», «CE», «D» и «DE». Такие инструкции характеризуются индивидуальностью для каждого работника и несложностью в составлении. Составляются они как в организациях с большим автопарком, так и в небольших компаниях.
  2. Должностная инструкция водителя троллейбуса. Этот тип предусматривает управление троллейбусами, отнесенными к категории механических транспортных средств «Tb», с соблюдением расписания и наиболее экономичных режимов движения. Характеризуется сложностью составления, большим объемом обязанностей и функций по занимаемой профессии.
  3. Должностная инструкция водителя трамвая. Этот тип подразумевает управление трамваями, отнесенными к категории механических транспортных средств «Tm», с соблюдением расписания и наиболее экономичных режимов движения. Так как и в пункте 2 данная инструкция составляется для водителей городского транспорта и имеет длинный перечень прав и мер ответственности.

Должностные инструкции не всегда следует разрабатывать для каждого работника отдельно. Существуют типовые формы таких инструкций, которые могут подходить для целой группы работников структурного подразделения. Например, должностная инструкция водителя автобуса ГУП «Мосгортранс».

Требования безопасности перед началом работы

Существует ряд требований для обеспечения безопасности перед началом работы водителей:

  • проверка внешнего вида транcпортного средства;
  • проверка исправности приборов, деталей и агрегатов, тормозной системы, колес, газового оборудования;
  • проверка комплектности.

Инструкция по обеспечению безопасности перевозки детей и обслуживанию спецподачи

Ответственность за безопасность лежит в первую очередь на руководителе автобусного парка.

Инструктаж по обеспечению безопасности при перевозке осуществляет заместитель руководителя парка по перевозкам.

О получении инструктажа водитель расписывается в специальном журнале.

Для безопасности перевозки детей и обслуживания спецподачи необходимо назначить старшего по колонне и старшего по автобусу. Старшим по колонне выбирают опытного водителя из рейса. В его обязанности входит:

  • вместе с работниками ГИБДД проводить дополнительный инструктаж перед выездом в рейс;
  • производить проверку наличия огнетушителей, исправности дверей, чистоты в автобусах, правильности отражения информации в путевых листах;
  • следить за посадкой и высадкой детей при перевозке;
  • следить за автобусами в колонне и др.

Старшего по автобусу выбирает сам заказчик перевозки. Следить за порядком в автобусе — главная его задача во время движения.

Техническое состояние и внешний вид автобуса перед выездом проверяются специальной комиссией, состав которой утверждается руководителем автобусного парка.

Каждый автобус рейса должен быть обозначен опознавательными знаками «Перевозка детей» и «Ограничение скорости».

Не разрешается в салоне автобуса вместе с детьми размещать багаж и устанавливать дополнительные стулья, так как сиденья должны быть закреплены.

Передвижение колонны автобусов с детьми без сопровождения сотрудников ГИБДД запрещено.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

К аварийным ситуациям, которые могут возникнуть в результате движения, можно отнести:

  • неисправности автобуса;
  • пожар;
  • дорожно-транспортное происшествие.

При возникновении неисправности во время движения автобуса в первую очередь необходимо прекратить движение и включить аварийную сигнализацию. Затем следует сообщить о случившемся руководителю и в дальнейшем следовать его указаниям.

При возникновении пожара необходимо:

  • остановить движение;
  • выключить двигатель;
  • отключить массу и перекрыть подачу топлива;
  • эвакуировать людей в безопасное от пожара место;
  • по возможности принять меры по тушению пожара.

При дорожно-транспортном происшествии водитель обязан:

  • прекратить движение и включить аварийную сигнализацию;
  • оповестить о случившемся своего руководителя и позвонить в ГИБДД;
  • если требуется, то оказать медицинскую помощь пострадавшим;
  • узнать фамилии и адреса свидетелей происшествия;
  • сохранить следы происшествия.

При возникновении обстоятельств, представляющих угрозу здоровью человека, следует вызвать сотрудников полиции.

Инструкция о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств

Инструкция о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств — утвержденный порядок своевременного определения состояния здоровья работника с целью обеспечения безопасности на дороге. Такие осмотры проводятся медицинским персоналом для обнаружения следующих факторов, препятствующих эксплуатации водителем транспортного средства:

  • алкогольное опьянение;
  • наличие в организме наркотических и психотропных веществ;
  • усталость;
  • наличие разных заболеваний и др.

Водители в начале рабочего дня перед выездом на линию обязаны пройти предрейсовый медосмотр, который проводится индивидуально для каждого и состоит из следующих этапов:

  1. Общая оценка состояния работника при входе во врачебный кабинет (походка, внешний вид и поведение).
  2. Опрос медперсоналом о самочувствии работника и наличии у него жалоб на состояние здоровья.
  3. Медицинский осмотр водителя (температура тела, давление, состояние кожи и глаз, нарушение речи, запах алкоголя и др.).

Итоги предрейсового медосмотра вносятся в специальный журнал. Если осмотр водителя не выявил никаких медицинских отклонений, то в путевой лист ему ставится соответствующая отметка и он вправе приступить к выполнению своих обязанностей. Если же работник не допускается к работе по состоянию здоровья, то он направляется в медицинское учреждение к дежурному врачу.

Памятка водителю по подготовке автобусов к работе и особенности их эксплуатации в осенне-зимних условиях

Осенне-зимнее время года является главной причиной дополнительных затрат при эксплуатации автобуса. Существует ряд подготовительных мероприятий по их оптимизации, который состоит:

  • из замены масла;
  • промывки системы охлаждения;
  • проверки плотности антифриза;
  • проверки плотности электролита в аккумуляторе;
  • проверки состояния шин;
  • проверки тормозной системы;
  • утепления агрегатов и узлов автобусов;
  • использования электроподогрева двигателя и др.

Соблюдение данного комплекса мероприятий позволит снизить материальные и экономические затраты при управлении автобусом, а также улучшить его работу при низких температурах в холодное время года.

zakonadmnin
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
  • +7  (499) 703-35-33 доб. 738 (Москва)
  • +7 (812) 309-06-71 доб. 391 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно!
   
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
  • +7  (499) 703-35-33 доб. 738 (Москва)
  • +7 (812) 309-06-71 доб. 391 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно!
   
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: